«Евгений Онегин» — это огромное пространство, которое вместило игру ума, прозрения, догадки, гнев, обличение, сатиру и цинизм, сострадание и прощение. Пушкин — «наше всё», но что это означает? Режиссёр разрушает стереотипы, строя спектакль полифонично, музыкально, жёстко и эмоционально.
«Кого ж любить? Кому же верить?»
Роман в стихах — редкий гость в драматическом театре. Очень трудно найти сопоставимый по силе и масштабу эквивалент поэзии.
«Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни», написанная в эпоху романтизма, где «современный мир предстал со всем его холодом, прозою и пошлостью».
И, вместе с тем, по словам Белинского, «Онегин — есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, в которой личность поэта отразилась с такой полнотой, светло и ясно. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его, здесь его чувства, понятия, идеалы».
«Евгений Онегин» — это простор России, судьбы героев, обычаи, устои, культура, природа.
Это попытка проникнуть в сущность русской души, понять неподдающийся анализу русский характер. Это русское общество во всех его ипостасях — наивной прелести языческой деревни и в холодной чопорности высшего света. Это отважная трепетность Татьяны и игривая наивность Ольги. Это «Небрежный плод моих забав, бессонниц, легких вдохновений, незрелых и увядших лет, ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
Кто герой этого романа — Онегин? Или Татьяна? «Татьяна — русская душою…».
Её русскость в органичном слиянии с природой, обычаями, искренней задушевности, простодушном бесстрашии. Она пленительна в естественной грации, отважной прямолинейности, горькой искренности: «но я другому отдана и буду век ему верна».
Свое откровенное признание Татьяна пишет человеку, которого создало ее воображение, это ее подарок Онегину, который тот не смог ни понять, ни оценить. Идя навстречу друг к другу, они обязательно пройдут мимо, так несоприкасаемы их души в понятии любви, достоинства, духовности. В их невстрече — горькая закономерность несовместимости.